ГРАФОЛОГИЯ КАК МЕТОД РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Холодный расчёт или интуиция, что свойственно
человеку? – расскажет почерк.
Не удаётся установить отношения с человеком? –
подскажет почерк.
Впервые о графологическом методе тестирования для получения психологического портрета личности я узнал в 1983 году, когда проходил обучение в высшей школе милиции в Киеве. На тот период это была одна из лучших школ милиции в стране СССР. Там обучались милиционеры СССР и полицейские из всех стран тогдашнего лагеря стран социалистического содружества, от Кубы – до Монголии и Афганистана, там учились и немцы, и поляки, и чехи и др.. В американском фильме «Красная жара», роль советского милиционера играл Шварценеггер, и там он с гордостью произносил, что обучался именно в этой школе милиции.
Именно там я впервые узнал о практическом применении графологии при штурме захваченного самолёта. Захватчики выбросили из салона записку с требованиями (тогда сотовой связи не существовало), и перед графологом была поставлена задача, определить психотип писавшего. Кто писал требования : хладнокровный, расчётливый, здравомыслящий человек или же неврастеник, действия которого мало предсказуемы. От выводов графолога зависело построение дальнейшего плана действий группы захвата и переговорщиков.
Собственно после этого, я начал изучать всё, что так или иначе связано с графологией.
В Большой Советской Энциклопедии (1952 г) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности… Такие заключения не научны».
Но в той же Большой Советской Энциклопедии, изданной позднее (1972 г.) говорится: «Графология (от графо… и …логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике». О лженаучности теории графологии уже ничего не сказано!
Затем повезло прослушать курс лекций ведущего рускоязычного графолога Алесковского С.Ю., таким образом, я получил определённую теоретическую базу. Мне неоднократно доводилось успешно применять полученные знания и уменье в профессиональной деятельности. Скажем, для построения психологического портрета моего оппонента и определения наиболее эффективного построения общения с ним. Позже стал применять ещё и для выявления признаков лжи в отобранных показаниях.
Кстати, недавно прислали видеоролик с Международного форума детективов, где тот же Алесковский С.Ю. приводил метод группового графологического тестирования лиц на предмет причастности к какому-либо инциденту. Этот метод аналогичен полиграфическому тестированию, построен с применением чередования нейтральных, контрольных и проверочных вопросов, собственно как и при полиграфическом тестировании. Преимущества очевидны – одновременное тестирование группы лиц, отсутствие дорогостоящего оборудования, и всё это при сравнимых, а возможно и лучших, результатах тестирования. Допустим, что к инциденту могли быть причастны 8 человек. У полиграфолога на тестирование всех уйдёт 2 дня. А фактор времени порой очень важен. Если виновный в инциденте попадёт на тестирование полиграфологу в конце группы, он сумеет подготовиться. Графолог же протестирует всех одновременно. Виновный в инциденте будет очень неуютно себя чувствовать, будучи тестируемым вместе с невиновными. Отсюда дополнительная нервозность которая усилит признаки причастности.
Лично мне неоднократно приходилось применять графологию для раскрытия преступлений, для установления доверительных отношений с носителями важной для меня информации. Так же, для разбора инцидентов и других сугубо практических задач.
В то же время, для меня графология не просто прикладной метод, но и элемент загадочности, таинства. Когда проникаешь в сущность человека, порой удаётся увидеть нечто такое, что и самому-то тестируемому о себе не известно. Кстати, я далеко не всегда рассказываю тестируемому (если даже тестирование проводилось по просьбе самого тестируемого) обо всём что довелось понять в его почерке. Просто человеку, в почерке которого присутствуют, скажем, признаки малодушия, рекомендуешь проявлять большую твёрдость и настойчивость. Расточительного призываешь к большему благоразумию в тратах. Неуравновешенному, предлагаешь собраться, сконцентрироваться. Часто помогает. К тому же здесь целесообразно использовать обратную связь, так называемую графотерапию. Это когда графолог предлагает устранить те признаки в почерке, которые указывают на недостатки.
Например (все вставки из моего руководства): Не делаются переносы, вместо переносов мелко вписывает слова – можно рассматривать как признак беспокойства, неуверенности, сомнения. Тестируемый нуждается в поддержке и сочувствие;
Можно предложить тестируемому, не забывать о переносах, стараться не сползать строкой вниз.
Приведу стопроцентно работающий пример графотерапии: допустим, студент на лекции не может собраться, предмет лекции ему не интересен и не понятен, пишет коряво, буквы и строки ползут в разные стороны, написано неразборчиво. Если же заставить пишущего, привести в порядок почерк, писать аккуратно и рационально, то через несколько минут пишущий начнёт воспринимать предмет, затем понимать и усваивать его. И, собственно, не важно кто именно заставил пишущего собраться, если он сделал это самостоятельно, тем более заслуживает уважения. Метод работает – сто процентов.
Считаю графологическое тестирование незаменимым методом профессионального ориентирования при выборе профессии. Например: размер букв – ключевой показатель способности человека скрупулёзно, кропотливо и целенаправленно работать. Крупный, размашистый почерк определённо указывает на человека не способного усидчиво трудиться над решением какой-то задачи, а мелкий, но разборчивый и целеустремлённый почерк, напротив, указывает на способность тестируемого работать кропотливо, тщательно, вдумчиво и скрупулёзно для достижения цели.
Привожу несколько выдержек из изданного мною руководства:
это о мелком почерке —
Принято считать, что мелкий почерк свидетельствует о наблюдательности, хладнокровии, спокойствии, скрупулёзности и любви к деталям, а также о настойчивости в достижении цели, о склонности хранить секреты и не демонстрировать на показ свои эмоции, но мой опыт показывают, что обладатель мелкого или очень мелкого почерка не всегда отличается хладнокровием и умением скрывать свои эмоции (особенно от внимательного наблюдателя), предположения об этих качествах, должны получить подтверждение. Определённо могу утверждать, что обладатели таких почерков весьма наблюдательны, могут и умеют скрупулёзно разбираться в деталях и работать с особой тщательностью.
это о разнонаклонном почерке —
— разнонаклонный почерк – свидетельствует о несдержанности, капризности, неуверенности, нерешительности, обострённой нервной чувствительности, порой о грубости пишущего. Если разнонаклонность слишком велика – это может свидетельствовать о психическом расстройстве. Некоторые трактуют перемены наклона почерка, как признак слабоволия, подверженности сторонним влияниям.
Примечание – если сильный, в начале строки, правый наклон к концу строки выпрямляется, это говорит о том, что пишущий успешно сдерживает свой чувства и эмоции. И наоборот.
Примерно так должен выглядеть почерк хорошего секретоносителя —
а как-то так должен писать не в меру общительный человек –
Увеличение высоты букв свидетельствует об открытости, доверчивости, непринуждённости, искренности. Эти люди обычно сентиментальны, не умеют хранить секреты.
У меня в практике были случаи когда результат тестирования пробуждал веру в собственные силы и способности, приведу примеры из того же руководства : наиболее помнятся два случай. Когда тестировал ребят из выпускных классов. Парень взъерошенный, недоверчивый, даже затравленный взгляд, небрежная одежда. Когда провёл тестирование, увидел в почерке явные признаки творческой личности, это начало полностью забивало все остальные свойства натуры этого мальчика. С классным руководителем обсудил полученный результат, та согласилась, что видела в нём некоторые задатки артистизма и попытки реализовать эти задатки. Но окружающие не воспринимали его как творческую личность. Сарказм и насмешки одноклассников сопровождали его робкие попытки реализовать себя. Через пару недель после того, как я раздал результаты тестирования, я вновь был в этой школе. С описавыемым мною парнем произошли потрясающие изменения: модная стрижка, стильная одежда, яркий галстук-бабочка, уверенный ироничный взгляд. Я попросил автограф, результат превзошёл ожидания – вместо прежней безликой, тусклой подписи, лихо закрученный вензель. Получается, что после того как получил результат теста, человек поверил в себя. Возможно, и окружающим показал, и наконец, встретил понимание. Мальчик изменился разительно. Буду очень рад, если ему удалось раскрыться как творческой личности.
А второй случай, это когда тестирование почерка девочки (по словам классного руководителя – «серой мышки»), показало, что у неё редкие задатки бизнес лидера. Учителя не согласились со мной: серая мышь и есть серая мышь, еле-еле на троечки тянет, хотя и старается. Но в бизнесе не нужна высшая математика, не нужна физика и химия. А таких предметов как деловая хватка, цепкость, расчетливость, удачливость, в конце концов, в школе не преподают. Случайно встретил её на улице через несколько лет, она благодарила. Мой тест помог ей поверить в свои возможности. Сейчас она хозяйка салона свадебной одежды.
Я уверен, что графологическое тестирование можно и нужно применять в целях:
— профориентации на стадии выбора профессии;
— для определения профпригодности, если профессия уже выбрана, но, что-то не получается;
— при трудоустройстве, наряду с интервьюированием или тестированием;
— в криминалистике и оперативно розыскной деятельности;
— для установления межличностных отношений;
— наконец, для того, что бы помочь тестируемому разобраться в себе самом.